Гена С, ученик второго класса.

МОИ ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ

Он был изранен! Когда я поступал в первый класс, папа мне привез стол. Стол был очень большой. Тогда папа отрезал чуть-чуть ножки, он стал мне впору. Когда я перешел в третий класс, то стол был уже маленький. Папа от большой планки отрезал четыре равных кубика. Он взял молоток и гвозди и стал прибивать каждый кубик к ножке. Когда он прибил, то стол оказался таким, каким его принесли, он вырос до меня. И его обратно вылечили, а то был весь израненный. Израненный, а служил…

Легко заметить, что все эти работы роднит между собой одно принципиальное качество: в них выражено отношение описывающего к предмету описания, причем выражено специфическим образом, через конкретные свойства самого предмета. Во всех этюдах могут быть выделены все характеристики развитого эстетического отношения: внимание к индивидуальным, неповторимым признакам предъявляемых предметов, «сопряжение» их с человеческим внутренним состоянием, способность к выражению через конкретные признаки эмоциональных внутренних состояний, к преобразованию «нейтральных» качеств в качества-носители эмоционально-оценочного отношения.

То, что эстетическое отношение можно выявить уже у восьми-девятилетних детей и не найти у лиц, находящихся на границе взрослости и пытающихся заниматься художественным творчеством, показывает, что это качество находится в прямой зависимости ни от возраста, ни от образования, ни от богатства жизненного опыта. Это придаст особую остроту вопросу о его генезисе и возможностях целенаправленного педагогического воздействия на его развитие.

Пробные опыты, которые были предприняты нами в кружке общеэстетического развития с группой детей 7—9 лет, дали обнадеживающие результаты. Они показали, во-первых, что дети младшего школьного возраста обладают рядом психологических предпосылок, благоприятствующих развитию эстетического отношения, и, во-вторых, что такое развитие в условиях целенаправленного обучения возможно для очень многих детей.
Более подробное изложение этого вопроса может быть дано лишь в специальной работе.

1

Добавить комментарий