Итак, вопрос об историческом содержании итальянских кинолент начала  20 века явно не вызвал интереса у участников конгресса. Дискуссия развернулась по вопросу о значении этих фильмов как исторических документов определенного периода (в данном случае Италия в 10-е — 20-е гг. нашего столетия) и как предвестников зловещих перемен в духовной жизни общества. Обсуждались такие вопросы, как: являются ли эти фильмы вехами в истории кино, в становлении и кодификации языка кинематографа, как утверждал Ежи Теплиц, или затянувшимся и нелепым маскарадом, по словам Джулио Чезаре Кастелло, являются ли они талантливыми и оригинальными произведениями, проложившими путь к созданию особого художественного языка (Фаусто Монтезанти), или их следует рассматривать как вариант существовавших ранее таких зрелищных форм, как цирк (Вердоне); и, наконец, ограничилось ли их значение лишь рамками кино (Э. Линдгрен) или же оно проявилось в области культуры в целом в соответствии с гипотезой Роберто Паолеллы.

Италия на карте:

[showyamap coordinates=»41.903044,12.495799″/]

Выделение трех этапов в развитии итальянского исторического кино, предложенное на открытии конгресса Леонардо Фьораванти: немое кино, звуковые фильмы до начала второй мировой войны и послевоенное кино — подчеркивает органичную связь исторического фильма со временем, в которое он был снят, поскольку без учета исторических условий, в которых создавалась картина, трудно, вернее даже невозможно, определить тенденции и понять идейное содержание любого фильма на традиционные исторические темы, посвященные Древнему Риму или Рисорджи-менто и т. д.

Так из фильмов о Рисорджименто, снятых в условиях фашизма, даже лучший—«1860 год» Блазетти (1933 г.)—намного более сдержан и не настолько объективен и свободен от предрассудков, как киноленты послевоенного периода на эту тему, даже если они и не являются первоклассными, например «Потерявшийся патруль» Пьеро Нелли («Pattuglia sperduta», 1954 г.), «Да здравствует Италия!» Росселлини («Viva lTtalia», 1961 г.), «Леопард» Висконти (1963 г.) или «Бронте» Ванчини («Bronte», 1972 г.).

Фашизм явился благоприятной почвой для развития скрытых националистических тенденций фильмов-колоссов немого кино. Исторические события преподносились в искаженном виде для пропаганды культа насилия и национальной исключительности. Школьникам внушали, что Цезарь и Дантов Пес были прообразами дуче.

Сохранить

Сохранить

1

One Reply to “Итальянское кино”

Добавить комментарий